«Мои родители – мастера спорта по плаванию, призеры всевозможных соревнований, заслуженные тренера. Поэтому шансов стать балериной у меня не было, — рассказывает одна из моих клиенток. — Я всегда должна была быть лучшей. Меня постоянно сравнивали с другими детьми, ругали за низкие результаты в спорте, игнорировали мои желания. Причем говорили, что это для моего же блага. Я все время чувствовала свою недостаточность. Мне казалось, что нужно еще больше стараться, трудиться, тренироваться…И тогда я буду чувствовать себя хорошо. Но этого хорошо так и не случилось».
Это довольно частая история – зависимость своего самочувствия от внешних достижений и результатов. Если победил, я — молодец! Если нет – лох и неудачник!
Когда родители не могут справиться со своей тревогой, они перекладывают ее на ребенка и начинают готовить его ко «взрослой жизни», где будет все непросто и надо будет конкурировать, биться и кому-то что-то доказывать. Планомерно выдвигая высоченные требования, сравнивая и критикуя (причем из самых лучших побуждений), они на самом деле транслируют своему ребенку: «Что таким, какой ты есть, ты никому не нужен. Чтобы быть кому-то нужным, изволь соответствовать». И ребенок вместо того, чтобы познавать, какой он есть на самом деле, подгоняет себя под заданный стандарт: каким он должен быть, чтобы его заметили и приняли в хорошую компанию. Ценным признается не сам человек, а его качества и навыки. Так возникает неуверенность в себе, низкая самооценка и зависимость от оценки со стороны других людей.
А там где начинается оценка, там заканчивается ценность.
А что же тогда ценность?
Ценность предполагает, что значимым являюсь я сам со всеми моими качествами, особенностями, желаниями, чувствами и потребностями. Я могу ошибаться, падать, терпеть неудачу, оставаясь при этом ценной. Из состояния собственной ценности я принимаю решения, отстаиваю свою точку зрения, проявляюсь и самовыражаюсь. Принятие себя и ощущение собственной ценности освобождает от необходимости соответствовать чьим-то требованиям и оправдывать чьи-то ожидания. Дает возможность говорить «нет», когда что-то не устраивает, уходить из болезненных отношений, отказываться от неудовлетворяющего сотрудничества. Именно собственная ценность, а не высокая самооценка, дает чувство устойчивости и веры в себя, в свои силы и возможности. По сути это и есть одна из задач терапии — почувствовать ценность себя, своей сущности, своей жизни.
Это довольно частая история – зависимость своего самочувствия от внешних достижений и результатов. Если победил, я — молодец! Если нет – лох и неудачник!
Когда родители не могут справиться со своей тревогой, они перекладывают ее на ребенка и начинают готовить его ко «взрослой жизни», где будет все непросто и надо будет конкурировать, биться и кому-то что-то доказывать. Планомерно выдвигая высоченные требования, сравнивая и критикуя (причем из самых лучших побуждений), они на самом деле транслируют своему ребенку: «Что таким, какой ты есть, ты никому не нужен. Чтобы быть кому-то нужным, изволь соответствовать». И ребенок вместо того, чтобы познавать, какой он есть на самом деле, подгоняет себя под заданный стандарт: каким он должен быть, чтобы его заметили и приняли в хорошую компанию. Ценным признается не сам человек, а его качества и навыки. Так возникает неуверенность в себе, низкая самооценка и зависимость от оценки со стороны других людей.
А там где начинается оценка, там заканчивается ценность.
А что же тогда ценность?
Ценность предполагает, что значимым являюсь я сам со всеми моими качествами, особенностями, желаниями, чувствами и потребностями. Я могу ошибаться, падать, терпеть неудачу, оставаясь при этом ценной. Из состояния собственной ценности я принимаю решения, отстаиваю свою точку зрения, проявляюсь и самовыражаюсь. Принятие себя и ощущение собственной ценности освобождает от необходимости соответствовать чьим-то требованиям и оправдывать чьи-то ожидания. Дает возможность говорить «нет», когда что-то не устраивает, уходить из болезненных отношений, отказываться от неудовлетворяющего сотрудничества. Именно собственная ценность, а не высокая самооценка, дает чувство устойчивости и веры в себя, в свои силы и возможности. По сути это и есть одна из задач терапии — почувствовать ценность себя, своей сущности, своей жизни.